Усть-Кяхта

Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 19.04.2024, 04:11
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [3]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

История села

. История села Усть-Кяхта прямо связано с основанием в 1728 году города Кяхта.

 Усть-Кяхта всего  на два года моложе оно города Кяхта. Уже в 1730 году . в период недолгого правления императора Петра II облюбовали эту  местность беглые люди, осели здесь, обустроились как могли, занялись разведением скота, хлебопашеством, огородничеством. Тяжким был труд поселян. В засушливые годы нивы и покосы выгорали, крестьяне оставались без хлеба, без корма для скота. Однако удобное расположение села было примечено кяхтинским купечеством, рядом Монголия. Селенга обеспечивала удобную транспортировку грузов: летом – водой, зимой – по льду. Трудное условие скотоводства и земледелия заставляли усть – кяхтинцев искать дополнительные средства существования, превращали крестьян в дешевую рабочую силу для купцов.

Однако, официально основание Усть-Кяхты связано с указом сената от 15 декабря 1743 года о выселении из Троицкосавска на постоянное место жительства лиц, не имеющих капитала, лиц с криминальным прошлым и настоящим, пьяниц.

            Быстрое развитие Кяхтинской торговли постепенно стало влиять на всю жизнь села. Усть – Кяхта стала слободой города Троицкосавска.

            Купцом Игумновым Н., имевшим частную торговлю, заведен конный завод, начато разведение лошадей орловской породы, холмогорских коров, мериносовых овец и пчел. Строились ирригационные сооружения на сенокосных угодьях.

            2.1. В 1818 году был открыт небольшой кожевенный завод, а в 1820 году заложен сад, строится каменная церковь. В 1835 году открыт сахарный завод. Мыло, свечи, изготовленные в Усть – Кяхте, распространялись до 1875 года по всему Забайкалью.

            К 1840 году население села заметно увеличивается и составляет 700 человек  (120 дворов). Улучшается сельское хозяйство. Усть – кяхтинцы издавна применяли искусственное орошение огородов, используя для этого воды речки Савва. «Савва – это добрый гений Усть – Кяхты, как Нил для египтян. Иногда этот добрый гений переставал быть таковым и  после крупных дождей нес разорение. Так было в 1875 году, в Ильин день, когда от огородов осталось только одно воспоминание. Разбушевавшаяся стихия нанесла на Усть – Кяхту более 1 аршина песку  - так писал в 1911 году священник А.Н. Добромыслов, член Троицкосавского Отделения Географического общества. В статье автор подробно описывает технику полива огородных угодий, рассказывает о многих злоключениях и недоразумений сельчан, т.к. каждому для полива отводились определенные дни недели. Жители поливали свои огороды по ночам. Некоторые огородницы, иногда по уважительной причине, иногда по лености пропускали свою очередь, а полить огород хочется. Тогда пускались на хитрости: поливали втихомолку в чужой день. Горе той, которою застигнуть на месте преступления, - могли и поколотить.

            В селе выращивали картофель, огурцы, морковь, свеклу, капусту, репу, брюкву, редьку, редис, тыкву, укроп, горох, петрушку.

            Также в большом почете были пастернак, помидоры, арбузы и дыни. В большом количестве выращивали табак. Помидоры называли «божьи яблочки». Большая часть овощей на Троицкосавском рынке приходилась на усть – кяхтинские овощи.

            Огородничеством занимались только женщины. Добромыслов в своей статье с сочувствием писал: «Усть – Кяхтинским женщинам не дешево достаются овощи. Если хоть одна, которая не страдала ревматизмом, так как всегда бродят в бороздах босыми ногами».

 В 1869  году было устроено пароходное сообщение по Селенге между Байкалом и Усть-Кяхтой. «Путеводитель по речным путям и сухопутным трактам Сибири» сообщал в конце XIX века, что через Усть - Кяхту  проходил тракт № 26 Верхнеудинск – Троицкосавск. Прогоны по 3 копейки за версту и лошадь. Усть-Кяхтинцы занимались извозом, а более предприимчивые завели постоялые дворы.

            В 1827 году в Усть – Кяхте была построена каменная церковь, которая называлась Богородица – Тихвинская. В 1833 году построена другая, деревянная церковь- Ильинская.

В 1860 году ввели должность квартального надзирателя и открыли пожарную часть. В конце ХХ века здесь было свое почтовое отделение, начальником которого был Константин Николаевич Клоков.

            2.2. В 1860 году было основано приходское училище, помещалось оно в общественном доме. На содержание училища отпускалось из общественных сумм в год 643 рубля. В 1872 году сюда был назначен учителем Александр Афанасьевич Бушуев, окончивший Кяхтинское уездное училище. Учитель получал бесплатное жилье и 360 рублей жалованья в год. Священник Михаил Резчиков в этот период получал 1 рубль за урок. Расширилось приходское училище, По данным на 1901 год здесь был уже не один учитель, как при открытии, а два, причем вторым из них была женщина. Это были Андрей Федорович Фролов, Елена Павловна Ткаченко, а также законоучитель Вениамин Константинович Бельтюков, Среди учащихся было 35 мальчиков и 16 девочек. Бельтюков очень многое сделал для развития культурной жизни своего села. Он активно сотрудничал в Троицкосавской газете «Байкал». По его инициативе в Усть-Кяхте в 1896 году была открыта приходская общественная библиотека. По его словам, грамотных в Усть-Кяхте было тогда 286 человек обоего пола. Больших трудов стоило ему найти, убедить людей, которые пожертвовали свои средства на создание библиотеки. Первые книги были приобретены на пожертвования купцов Бушуева, Лалетина, Каленова, Трапезникова. К 1904 году книг в библиотеке насчитывалось 1400 томов, как духовного содержания, так и светского. Выписывались журналы и газеты. Все желающие пользовались книгами бесплатно. У библиотеки было свое помещение, где Бельтюков устраивал народные чтения. На этих чтениях он нередко использовал проекционный фонарь или, как его называли, «волшебный фонарь», для увеличения картинок. Такие чтения собирали довольно много слушателей, желавших посмотреть «чудо техники». В газете «Байкал» Бельтюков писал: «В народ начинает проникать, пока смутное, сознание в необходимости не только грамотности, но и знаний».

Общественная жизнь Усть-Кяхты была довольно оживленной. В 1888 году появился первый медицинский пункт. Так жила наша Усть-Кяхта до Великой Октябрьской революции.

3. 1. После Октябрьской революции коренным образом изменилась жизнь сельчан. За крестьянами, батраками историческими декретами были закреплены величайшие богатства России – земля, фабрики, заводы. Но пришла гражданская война. Многие усть-кяхтинцы с оружием в руках защищали завоеванное народом достояние. Одним из них был Стрекаловский Константин Григорьевич. Он был председателем Троицкосавского Совета и его исполкома. Также активным участником партизанской борьбы против белогвардейцев был выходец из бедной семьи крестьян Волосатов Сергей. Не раз он сопровождал и охранял вождя монгольского народа Сухэ - Батора, неоднократно перевозил его через реку Селенга. Жаркой, Халтуринский Николай Филиппович, работавший кузнецом. Все они позднее стали организаторами новой жизни в селе.

3.2. В 1929 году в селе было организовано сельхозобъединение ТОЗ «Батрак». Инициатором его был коммунист Матвей Казанцев. В 1930 году ТОЗ было преобразовано в коммуну, в которую вошли 67 хозяйств села. Коммуна получила название «Скороход» в честь Ленинградской обувной фабрики, представителем которой был Бойцов. Большинство коммунаров (в основном комсомольцы) жили вместе в доме коммуны. Носили даже одинаковую форму (буденовки и шинели). Такую форму получали от Кяхтинского погранотряда, который шефствовал над коммуной.

В следующем 1931 году коммуна была преобразована в ТОЗ – товарищество по совместной обработке земли, также образуются колхозы «Красный партизан» и колхоз имени Горшкова. К осени 1931 года коллективизацией было охвачено 115 дворов -половина села.

В сельском хозяйстве начинает преобладать социалистический сектор. Крестьяне работали в колхозе. В 1932 году посевы зерновых в колхозах составили 872 га, а по единоличному сектору 440 га.

В Бурятии ликвидация кулачества началась в 1931 году: изъятие земли у кулаков и их выселение. В Кяхтинском районе ликвидация кулачества проходила с 20 – го по 26 - ое июня 1931 года, а с 27 – го июня с Усть – Кяхтинской пристани была отправлена первая партия выселенных. Жилые помещения, строения, скот и другой инвентарь раскулаченных передавали в неделимый фонд колхоза, как взносы бедняков – батраков. Коллективизация изменила облик села и психологию самих колхозников. Колхозники с радостью трудились в колхозе и добивались замечательных результатов. По итогам работы за год в 1933 году «Красный партизан» был занесен на районную и республиканскую Доски Почета, многие колхозники были премированы. Решением Кяхтинского райисполкома переходящее Красное Знамя Ленинградского комзавода «Коминтерн» было вручено передовому Усть – Кяхтинскому сельскому совету.

В 1934 году колхозы «Скороход» и «Красный партизан» образует сельхозартель имени «Разумова». В 1936 году колхозы получили государственные акты на владение землей.

В 1937 году на базе двух хозяйств – сельхозартелей им. «Разумова» и им. «Горшкова» был организован колхоз имени М.И. Калинина. Председателем его стал Георгий Никифорович  Ширшов. Колхозная жизнь вошла в село прочно. В 1940 году колхоз, который уже объединял около 90% хозяйств села, собрал рекордно богатый урожай: 18 – 20 ц. с 1 га. с площади 900 га. Это позволило колхозу перевыполнить план хлебосдачи, создать необходимые фонды и распределить на трудодни до 8 кг. зерна. В этот же год в колхоз прибыла группа кинооператоров и отсняла на пленку работу колхозников – людей, получивших такой богатый урожай.

3.3. Начавшаяся в1941 году война не дала возможности осуществить выпуск киноочерка о тружениках села. Не жалея сил, трудились в годы войны крестьяне колхоза им. Калинина. Своим трудом они ковали победу Советской Армии. Активное участие принимали колхозники и в сборе средств на стройку эскадрильи самолетов «Социалистическая Бурят – Монголия». 112 усть – кяхтинцев пало на полях сражений с врагом. За трудовую доблесть в годы войны в апреле 1943 года колхоз имени «Калинина» был занесен на республиканскую Доску Почета. В 1950 году колхоз имени «Калинина» принял в свой состав наушкинский колхоз «Пограничный» и стал объединять три села: Усть – Кяхту, Наушки, Хоронхой.

В период развития колхозов Бурятия приняла много переселенцев с западных районов страны. В 1940 – 1943 гг., 1952 г. прибыли переселенцы из Татарии и Чувашской АССР, в 1955 году – из Воронежской, Пензенской областей.  

В 1947 году председателем колхоза был избран Яков Иванович Лазарев, с 1953 по 1959 гг. председателем колхоза являлся Алексей Яковлевич Цикало. В эти годы в селе происходит ряд существенных изменений: появляются новые магазины, библиотека, клуб, больница. 13 декабря 1959 года общим собранием колхозников было решено преобразовать колхоз имени «Калинина» в совхоз «Пограничный». В селе Усть – Кяхта находились центральная усадьба и первое отделение совхоза. Совхоз «Пограничный» был многоотраслевым предприятием. Его хозяйство располагалось на территории в 60 тыс. га. Посевные площади составляли 8400 га., в том числе зерновых 6300 га.. Совхоз имел более 22500 голов скота, в том числе КРС – 2500 голов. Совхоз располагал большим парком автомашин, тракторов и другой сельскохозяйственной техникой. Центральная усадьба совхоза – село Усть – Кяхта – за годы строительства социализма превратилась в культурный центр. На селе имеется участковая больница, средняя школа, Дом культуры, зональная библиотека, много новых магазинов, возведены новые двухэтажные корпуса инвалидного дома, построено много жилых домов. С 1979 года функционирует свинокомплекс «Усть – Кяхтинский».

В 1992 году совхоз «Пограничный» был реорганизован в АКХ «Пограничная» (Ассоциация крестьянских хозяйств), председателем являлся Бато – Жаргал Бато – Сухеевич. В 1998 году АКХ «Пограничная» была реорганизована в СПК «Пограничный». Председателем был избран Самойлов Константин Николаевич, в 2000 году председателем стал Чурсов Сергей Николаевич, а с 2003 года по настоящее время является председателем СПК  Цыремпилова Бальжит Раднабазаровна.

 

4. По данным Усть-Кяхтинской сельской администрации на 1 января 2007 года население  - 2135 человек.

Из них 1046 мужчин и 1089 женщин.

  • Трудоспособное население – 1356 человек
  • Моложе трудоспособного – 470 человек
  • Старше трудоспособного  – 309 человек

На территории села в настоящее время имеются :

·        СПК «Пограничный», основанный в 1998 году. Численность работающих 35 человек.

·        ООО «Кяхтинское» функционирует с 1979 года как свинокомплекс «Усть-Кяхтинский».

·        Кяхтинский психоневрологический интернат. (С 1844 года богадельня). Численность работающих 197 человек. Проживает больных 273 человека.

·        Усть-Кяхтинская средняя школа основана в 1860 году. Численность работающих 75 человек. Учащихся – 300 человек.

·        Усть-Кяхтинская участковая больница основана в 1888 году. Рассчитана на 10 коек стационара и 5 коек дневного пребывания.

·        Усть-Кяхтинский детский сад «Тополёк» основан в 1956 году. Численность работающих 28 человек. Рассчитана на 78 детей. Завершается строительство нового здания, рассчитанного на две группы (46 мест).

·        Усть-Кяхтинская сельская библиотека основана в 1896 году. В 1957 году завершилось строительство нового здания. В библиотеке два отделения – взрослое и детское. Имеется два читальных зала на 18 посадочных мест. Численность работающих 5 человек. Кроме того на территории села Усть-Кяхта расположены и работают такие организации как лесничество «Степное» ( 7 человек), почтовое отделение связи  ( 4 человека). Также работают магазины индивидуальных предпринимателей: ИП Кулакова Н.А.- магазин «Дева»; ИП Протапопов А.А. – магазин «Любава»; ИП Тарзян А.А. – магазин «Селенга»; ИП Стрекаловская О.А. – магазин «Весна»; ИП Егодурова Н.В. – магазин «Улзы»; ИП Тазетдинова Г.П. – магазин «Берёзка»; магазин №8 Кяхтинского райпо, ИП Тразян А.А. – Дока хлеб.

 

 

5.Политической основой советского государства являлась система Советов депутатов трудящихся, осуществлявших единую государственную власть. Совет депутатов трудящихся имел широкое поле деятельности в области хозяйственного и культурного строительства. По материалам Кяхтинского районного архива, к описи исполнительного комитета усть-Кяхтинского сельского Совета Кяхтинского аймака Бурятской АССР. Троицкосавский уезд по районированию с 1923 года состоял из 10 волостей и хошунов, центр – Троицкосавск. Селение Усть-Кяхта соединили с Кирилловской волостью под названием Усть-Кяхтинская резиденция села Усть-Кяхта. Таким образом 1923 год следует считать годом образования исполнительного комитета Усть-Кяхтинского волостного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Троицкосавского аймака Бурят-Монгольской АССР.

19 февраля 1925 года к Усть-Кяхтинской волости было присоединено село Калиновское и отошли сёла: Ново-Павловское, Мыльниковское, Марьинское. Постановлением Президиума ВЦИК  от 26 сентября 1927 года волостной исполком был переименован в исполком Усть-Кяхтинского сельского Совета рабочих крестьянских и красноармейских депутатов Троицкосавского аймака Бурят-Монгольской. С 1939 года – исполком Усть-Кяхтинского Совета депутатов трудящихся Кяхтинского аймака Бурят-Монгольской АССР на основании указа «О разукрупнении сельских Советов» от 19 сентября 1939 года.

С 7 июля 1958 года в связи с переименованием  Бурят-Монгольской АССР в Бурятскую АССР – исполком Усть-Кяхтинского Совета депутатов трудящихся Кяхтинского аймака Бурятской АССР. С 1 января 1969 года в Усть-Кяхтинский сельский Совет входили населённые пункты: сёла Усть-Кяхта, Калинишна, Субуктуй с центром в селе Усть-Кяхта. С 22 сентября 2005 года Усть-Кяхтинский сельский Совет именуется Усть-Кяхтинской сельской администрацией.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

            Изучение истории родного края для нас  представителей молодого поколения, делающих свой жизненный выбор имеет огромное значение. Потому, что нельзя стать настоящим гражданином своей страны, патриотом, любящим свою Родину и ощущающего личную ответственность за её будущее, не зная историю своей страны. Однако история нашей страны – России неразрывно связана с историей нашей «малой родины» - место,  где человек родился, рос, учился, откуда начинал свой путь во взрослую самостоятельную жизнь. Общество, лишённое исторической памяти которое является основой национального самосознания, обречено на духовную деградацию и не имеет будущего. История родного края – это, прежде всего история многих поколений людей, которые своим самоотверженным трудом создавали то, что мы имеем сегодня, а в суровые годы войны своими ратными подвигами на полях сражений защитили Родину, отстояли её свободу и независимость. Мы должны помнить о них, беречь и приумножать то наследие, которое они оставили нам. Изучение родного края должно помочь в этом благородном деле.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: zvezda (30.06.2009) | Автор: Бухольцев В.Г.
Просмотров: 4109 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/5 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 | Конструктор сайтов - uCoz